О преемственности власти и стабильности

В чем состоит вина законодательной власти, если говорить о стабильности в обществе? Да в том, что законы пекут, как пироги, и изменения в них вносят, как только депутатам покажется, что так будет лучше.

Но что такое законы? Это правила игры, по которым играет вся страна. Причем игра не прерывается ни на минуту. Ну, представьте, что шахматные правила будут изменяться по три раза на протяжении одной партии. Что останется от шахмат? Смогут ли шахматы вообще развиваться? Нет, и нет. Поэтому-то основные правила этой древнейшей игры не меняются столетиями.

Теперь посмотрим, что происходит в нашей жизни. Положим, честный человек решил открыть свое дело. Не жульничество какое-нибудь, а действительно имеет полезный людям и выгодный автору проект. Изучил действующее законодательство. Спланировал все, включая объем необходимого начального капитала, источники кредитования, размер кредитной ставки, учел затраты на регистрацию и весь объем налогообложения. И приступил к реализации. Но едва-едва успел он собрать необходимые денежные ресурсы и вложить их в дело, как на его голову посыпались "улучшения" законодательства. Появился новый налог. Увеличилась ставка по "старому" налогу. Появились ограничения на расчет наличными. Выросла кредитная ставка. Подскочила арендная плата. Кому-то не понравилось название АОЗТ, и теперь все документы, печати и штампы нужно переделывать на ЗАО. И за регистрацию платить еще раз, на что ресурсы предусмотрены не были. И так далее.

То есть, человек уже вложил деньги, возможно последние, влез в долги, а теперь оказался полностью "в пролете". Причем никакой его вины нет, он все рассчитал правильно, но - на то законодательство, которое действовало, когда он выполнял расчет.

Так "попал" один, второй, третий, десятый. Результат: среди бизнесменов, новых и старых, возникло и утвердилось убеждение, что никакой долгосрочный проект в этой стране невозможен. Следовательно, можно вкладывать деньги только в краткосрочные проекты, которые позволяют быстро хапнуть и удрать. А теперь удивляйтесь, что никто в серьезные проекты деньги не вкладывает, что процветают только фирмы-однодневки. Что даже имеющие серьезный бизнес готовят учредительные документы и ведут дело так, чтобы можно было "свернуться" в течение максимум одной недели.

Но этого мало. Человек, которого мудрая законодательная власть "кинула" своим необузданным законотворчеством, теперь считает себя вправе "кинуть" кого угодно, лишь бы вернуть свои кровные. Ему же детей кормить нужно, и он действительно не ворованные деньги вкладывал. Можно его упрекать? Я не рискну. Но стоит ему успешно "кинуть" кого-то один раз, как к этому появляется вкус. И моральных тормозов у него уже нет. А ведь это первоначально был честный человек.

Теперь представьте всю эту ситуацию как стандартную для России, а она стандартная и есть, и прикиньте число таких новых бизнесменов (я уж не говорю, что многие из них и изначально-то особой честностью не страдали). Получите русский стиль ведения бизнеса. Добавьте к этому количество "кинутых", которые и бизнесменами-то никогда не являлись - просто жертвы законодательной активности государства. Учтите, что государственные предприятия находятся точно в том же положении. И получите то, что мы и называем нестабильностью в обществе.

Можно здесь остановиться. А можно вспомнить, что у каждого русского бизнесмена есть дети, которых он воспитает и подготовит к ведению бизнеса. Как воспитает? Отгадайте.

Какой вывод?

Законодательство - не область для экспериментов. Думайте над законом перед тем, как его принять. Но заложите в каждый закон статью, которая гарантирует людям, что как минимум пять лет в этом законе ни одна запятая не изменится. Подумайте над налоговым законодательством один раз, установите перечень и объем, и гарантируйте, что как минимум пять лет этот перечень и эти цифры будут в неприкосновенности. Обяжите субъекты Федерации сделать то же самое - дать гарантии стабильности местного налогового законодательства хотя бы на какой-то мизерный (а для экономики 5 лет и есть мизерный) срок.

Теперь - что касается власти исполнительной. Ее вклад в сегодняшнюю нестабильность тоже очень весом. Российские политики понятия не имеют, что такое преемственность власти. А именно в ней, в преемственности, нужно искать корни стабильности.

Не знаю, насколько это правда, но слышала такой исторический анекдот. Как-то, во время очередной встречи глав союзных держав, Черчилль, якобы, выразил восхищение армянским коньяком. И Сталин сделал ему подарок - два ящика коньяка в месяц. Война окончилась. Черчилль проиграл выборы и перестал быть премьером. Сталин умер. Был развенчан культ. Но свои два ящика армянского коньяка в месяц Уинстон Черчилль получал до самой смерти.

Даже если это неправда, то придумано красиво, да? Пример-то пустяковый, но очень хорошо иллюстрирует понятие "преемственность власти". Если садишься в кресло главы государства, то принимаешь на себя не только права, но и все обязанности своего предшественника, включая все его обязательства. Можешь своего предшественника ненавидеть. Можешь полностью перекроить всю его политику. Но его обязательства перед живыми людьми ты обязан выполнить.

Если бы у нас это было так, то российское государство, провозгласив себя правопреемником СССР, не бросило бы миллионы северян на произвол судьбы, а обеспечило бы сохранение всех тех условий, на которых СССР этих людей на Север привлек. В том числе - в Инту, Воркуту и Усинск. А то странная ситуация получается: долги СССР перед Западом мы признаем, а долги перед собственным народом - нет.

Связанная тема: "Об ответственности власти"

А теперь, если Вы согласны с тем, что прочли, скажите мне об этом. Вот кнопка:

Click Here!

Вернуться на главную страницу