Начало    
Часть 2    

Хотя здесь не место обсуждать исторические и психологические причины этих расхождений, тем не менее, некоторые статьи настоящего словаря ставят своей целью объяснить спорные теоретические положения. Это относится к понятиям КЛАССИЧЕСКАЯ АНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ, КЛАССИЧЕСКАЯ АНАЛИТИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА, ЭГО-ПСИХОЛОГИЯ, ИНСТИНКТ-ТЕОРИЯ И ОБЪЕКТ-ТЕОРИЯ, КЛЕЙ-НИАНСКИЙ, ФЭРБЭРНА ПЕРЕСМОТРЕННАЯ ПСИХОПАТОЛОГИЯ, ПЕРСОНОЛОГИЯ и ТЕОРИЯ ПРОЦЕССА. Наличие этих статей обязывает меня предупредить будущих читателей психоаналитической литературы об опасностях, о которых они могут не подозревать.

Во-первых, книги и статьи, которые, кажется, просто способствуют пониманию какой-то частной психологической проблемы или заболевания и воспринимаются так, словно выражают общепринятую точку зрения, на самой деле могут оказаться в высшей степени противоречивыми и пропагандировать теоретическую позицию автора. Было бы оскорбительно приводить примеры этого особенно потому, что демонстрация возможностей научной теории объяснять определенные феномены является, конечно, законным способом ее развития.

Во-вторых, ссылки на "классическую" литературу в цитаты из работ Фрейда, появляющиеся в статьях современных аналитиков, порой продиктованы не научной добросовестностью, требующей, чтобы автор ссылался на источники, а стремлением автора прикрыться авторитетом, чтобы узаконить происхождение своих теорий или отразить обвинения в не ортодоксальности. Причины, по которым некоторые хотят или чувствуют необходимость идти таким путем, имеют два источника; историю начала психоаналитического движения, оставившую травматические воспоминания о ранних плановых расколах, а также то, что каждый аналитик за годы учебы прошел анализ у другого аналитика, более старшего и более близкого к Фрейду. Такая особенность психоаналитической подготовки привела к развитию мистики, аналогичной апостольской преемственности, требующей от современных аналитиков знания своей родословной, вплоть до кого-то из отцов-основателей. Аналитики, вообще, крайне любопытны, в стремлении разузнать, кто анализировал их неизвестного коллегу, и часто склонны судить о его достоинствах по его "происхождению", а не по его собственным качествам. Будущие историки психоанализа, несомненно, сочтут необходимым составлять родословные, прослеживающие происхождение аналитиков до третьего-четвертого колена.

Поскольку многих шокируют эти особенности психоаналитической литературы, следует, пожалуй, упомянуть о том, что скрытые внутренние бои и цитирование авторитетов для того, чтобы придать академическую респектабельность новым, но не популярным идеям, известны и в других областях знаний. И здесь тоже не составит труда создать академические фамильные древа ученичества.

В-третьих, хотя эти внутренние распри и теоретические разногласия можно рассматривать как признаки жизнеспособности и как свидетельство того, что психоанализ не побежден догматизмом (в чем его часто обвиняют), все же из-за них непосвященным трудно узнать, какие книги по психоанализу точны, авторитетны и надежны, а какие противоречивы, не ортодоксальны и неинформативны. Эта трудность усугубляется тем, что у психоанализа есть свои безумцы и околопсихоаналитические шарлатаны, а также тем, что многие недобросовестные авторы готовы заработать на моде на психоанализ и на чрезвычайной распространенности невротических страданий. Поэтому я сделал библиографические ссылки на всем протяжении словаря, что, надеюсь, поможет читателям найти дорогу или к первоисточникам, или к понятным и надежным толкованиям. Следующие примечания также могут быть полезны в качестве путеводителя по различным психоаналитическим школам:

1. Классический психоанализ был обобщен самим Фрейдом в его последней работе An Outline of Psycho-Analysis (1940).

2. Эго-психология получила исходный толчок в работе Freud The Ego and the Id (1923), а далее разработана Анной Фрейд в ее работе The Ego and the Mechanisms of Defence, 1937 и Heinz Hartmann в его Ego Psychology and the Problem of Adaptation, 1937 (английский перевод 1958 г.).

3. Клейнианский психоанализ. Собственные работы г-жи Клейн не для непосвященных, но ее взгляды доступно представлены Hanna Segal в её Introduction to the Work of Melany Klein (1964).

4. Объект-теория (теория объектных отношений). До недавнего времени это была исключительно британская школа мышления. W.R.D. Fairbairn даст ее наиболее ясное изложение в Psychoanalytic Studies of the Personality (1952), а наиболее восторженное дано в книге Gantrip Personality Structure and Human Interaction (1961).

D.W.Winnicott's Collected Papers (1958) и Marjorie Brierley's Trands in Psycho-Analysis (1951) - также обязательное чтение для тех, кто желает понять объект-теорию и ее связи с классическим психоанализом и Эго-психологией.

5. Экзистенциальный психоанализ. Rollo May's Psychology and the Human Dilemma (1967) содержит ясный отчет о проблемах, разъединяющих фрейдовский и экзистенциальный психоанализ, а работы R.D. Laing делают чтение более живым.

6. Юнгианский психоанализ (аналитическая психология). Как я уже упоминал, позиция Юнга освещена в работе Е.А. Bennet What Jung Realy Said (1966).

В связи с различными противоречиями и расхождениями внутри психоаналитического движения наверняка возникнет вопрос о возможности того, что сам этот словарь будет пропагандой какой-то определенной теоретической позиции. Поэтому я должен кратко изложить свою собственную позицию и ясно показать те направления и тенденции, которые могут быть отражены в этом словаре. Я уже сделал это в отношении двух проблем. В предыдущих параграфах я дал понять, что присоединяюсь к тем аналитикам, которые настроены скептически в отношении применения каузально-детерминистских принципов, заимствованных из физических наук, к изучению живых существ, наделенных сознанием и даром творческой деятельности; я также выразил мнение, что фрейдовская теория инстинктов несовместима с современными биологическими идеями о природе инстинкта. Здесь я должен добавить, что по причинам, которые станут более ясными в следующем разделе настоящего введения, я верю, что в конечном итоге психоаналитическая теория должна быть переформулирована в теорию коммуникаций и концептуально представить ту базу данных, на которых она будет основана. В настоящее время психоанализ сформулирован так, БУДТО он основан на объективном и беспристрастном изучении изолированных представителей вида Homo sapiens, сделанном абсолютно не вовлеченным наблюдателем. Однако фактически, или мне так представляется, инсайты возникают из отношений, развивающихся между двумя людьми, собравшимися вместе для психотерапевтической сессии. Из существующих психоаналитических теорий теория объект отношений, несомненно, больше всех других принимает в расчет межличностные коммуникации. Однако, поскольку основная часть данных и открытий, накопленных аналитиками за последние семьдесят лет, была записана на языке, изобретенном Фрейдом и первым поколением его учеников, тот, кто намерен практиковать любого рода психотерапию или кто, по любой другой причине, намерен серьезно разобраться в психоанализе, несет моральное обязательство изучить этот язык.

   

Часть 4