https://www.mgarsky-monastery.org/kolokol/rubric/pasha-hristova















 

 

 



ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ НАСТАВНИКОМ И УЧЕНИКАМИ ВО ХРИСТЕ
(1-е Послание к Фессалоникийцам 2 : 1-12)

Неверующие евреи в Фессалонике изводили Павла, когда он работал там над созданием церкви. В конце концов, Павел и его помощники были вынуждены покинуть это место. Однако их отъезд не успокоил воинствующих евреев. Они продолжали противоборствовать оставшимся новообращенным, критикуя личность Павла и ставя под сомнение мотивы его пастырства. Из Коринфа Павел написал оправдание в ответ на выдвигаемые обвинения в его адрес. Они отражены в его 1-м Послании к Фессалоникийцам. В стихах 2 : 1-6 Павел пишет о своих взаимоотношениях с новообращенными (в то время, когда он был с ними), о том, как он говорил им о своих мотивах. В стихах 7-12 Павел проводит аналогии с кормилицей и любящим отцом для того, чтобы показать истинную природу отношений наставника к ученикам.

ОТНОШЕНИЕ С ЛЮБОВЬЮ (стихи 7-8)

Павел сравнивает узы любви наставника к ученикам с узами любви кормилицы, "лелеющей" своих маленьких детей. В слове "лелеющая" заключается смысл фраз "хранящая тепло" или "относящаяся с нежностью". Глагол "лелеять" переводится с таким же значением только еще один раз в Новом Завете - в Послании к Ефесянам 5 : 29; там он соотносится с заботой человека о своем собственном теле и заботой Христа, исполненного любви к Своей Церкви.

Павел далее пишет о том, что он и его соратники так любили фессалоникийцев, что были готовы отдать за них свои жизни. Павел не просто писал это послание, ничего не утаивая, он приносил себя в жертву из-за своей страстной любви к своим ученикам. Таким образом, верующие фессалоникийцы стали "дорогими" для Павла. Такую любовь должен нести в себе тот, кто хочет быть хорошим наставником. Как мать заботится о своих малышах, так и наставник должен воспитывать своих учеников. Он должен обладать большим запасом терпения. Складывающиеся в результате взаимоотношения наставника и ученика станут основой любви друг к другу навсегда.

УТОМИТЕЛЬНЫЙ, ТЯЖЕЛЫЙ ТРУД (стих 9)

Слово, переводимое как "тяжелый труд", предполагает интенсивную работу до состояния усталости, а слово "изнурение" означает тяжелый, мучительный труд, сравнимый с болью при родах. Павел использует подобную аналогию в Послании к Галатам 4 : 19: "Дети мои, которых я снова в муках рожаю, пока не будет изображен Христос в вас..."

Павел работал много, обеспечивая себя в финансовом плане, прежде всего для того, чтобы избежать вопросов о его мотивах в отношениях с фессалоникийцами. Он не проповедовал своим ученикам о том, что он мог бы получить, но о том, что мог отдать. "Мы работали день и ночь, чтобы не быть бременем никому, пока мы проповедуем Евангелие Божье вам".

Наставничество - тяжелый труд. Эмоциональная и физическая самоотдача истощает организм. Терпение к слабому учащемуся или к слабомотивированному ученику во Христе отнимает много энергии. Подготовка к урокам или к занятиям по восполнению чьих-либо пропусков отнимает драгоценное время, тогда как и другие важные для вас вещи требуют внимания. Но все-таки слова Господа нашего звенят в наших сердцах: "Итак, идите, и научите все народы..." Мы должны решить, какие вещи в жизни наиболее важны - какова бы ни была цена такого выбора. Мы должны последовать примеру Иисуса и проповедовать другим, а не ждать тех, которые будут проповедовать нам. Мы должны быть готовы превзойти самое себя и не ожидать никакой личной выгоды. Наш восторг мы увидим в духовном росте ученика во Христе; наше счастье сделает счастливыми других.

ЖИЗНЕННЫЕ ПРИМЕРЫ (стих 10)

Мудрая пословица гласит: "Твои дела говорят за себя так громко, что мир не слышит того, о чем ты говоришь". Павел был удостоен чести взывать к чистой совести. Верующие Фессалоники учились на примере его жизни во время его пребывания с ними. Ему не пришлось испытать стыд за то, как он к ним относился. Он сам осуществлял на практике те принципы, которым счил своих учеников.

Павел использует три слова для описания своего поведения, поведения наставника: святое, праведное и невинное. Он был святым по отношению к Богу. Он отделил от мира все, что являлось священным. Он сохранял свою преданность Господу. Во-вторых, он делал то, что было правильным (праведным или справедливым) по отношению к фессалоникийцам. Для него образцом праведности (справедливости и законности) был Иисус Христос; он относился к ним подобно тому, как это делал бы Иисус. И, наконец, он был невинен. Против него невозможно было выдвинуть никаких достоверных обвинений в совершении каких-либо проступков.

Павел часто подвергал себя жесткой самооценке, чтобы удостовериться в том, что пример его жизни не стал камнем преткновения для чьей-либо веры. Павел дисциплинировал себя в соответствии с принципами, которыми он руководствовался, наставляя своих учеников в дисциплине: "Но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным" (1-е Посл. к Коринфянам 9 : 27). К тому же, он был очень предусмотрителен и не позволял себе вольностей, которые могли бы принести ущерб вере слабого брата или сестры: "И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мясо вовек, чтобы не соблазнять брата моего" (1-е Посл. к Коринфянам 8 : 13).

ЖИВОТВОРНЫЙ НАКАЗ (стихи 11-12)

Так же, как отец пытается передать своим детям недостающий опыт, когда они начинают жить отдельно, так и Павел пытался передавать мудрость своим ученикам в Фессалонике. Он делал это, ободряя (увещевая) и утешая их.

"Ободрять" означает "находиться рядом с кем-то и помогать". Наставники должны идти рука об руку со своими учениками и побуждать их к любви и к добрым делам. Суть воспитания учеников во Христе - помочь кому-то одержать победу там, где уже удалось победить самому.

"Утешать" означает "проявлять чуткость и понимание; в данном случае - трудностей, с которыми ученики столкнутся в процессе своего роста в Боге. Изучение новых дисциплин, таких как "Время ежедневного уединения с Богом" и "Чтение Библии", могут вызвать у учеников чувство страха и душевного дисбаланса по мере того, как объем других обязанностей в жизни ученика будет возрастать и ученик будет поставлен перед трудной задачей - определением приоритетов. Такое опасение может быть тем более оправдано, если родственники и друзья ученика во Христе неверующие или не имеют такой же преданности своей вере. Наставники должны быть внимательны к ученикам. Они должны направлять особое внимание учеников на трудности, которые они переживают в данный момент.

Павел дал этот животворный наказ "каждому из нас". Эта формулировка подразумевает, что наставничество Павла воплотило в себе индивидуальные, единственные в своем роде, нужды каждого из его учеников. Мы должны осознать, что каждый из нас - единственный в своем роде и неповторимый человек; поэтому мы должны уметь адаптировать наши методы к каждой отдельно взятой ситуации.

ВОЗВЫШЕННОЕ СТРЕМЛЕНИЕ (стих 12)

Конечная цель Павла - научить своих учеников "жить жизнью, достойной Бога". Нет более возвышенного стремления, чем это. Ибо Бог "призывает вас в Свое Царство и славу".

Слово "призывает" в греческом оригинале Библии имеет форму настоящего времени. Это подразумевает всепродолжающийся призыв Бога войти в Его Царство и быть там, где есть дело Его. Таким образом, и наш призыв к дисциплине (обучению), и само воспитание учеников во Христе бесконечны; мы никогда не научимся жить совершенной христианской жизнью. Силой Святого Духа мы продолжаем следовать совершенному примеру Иисуса Христа.

В итоге, мы будем царствовать с нашим Господом Иисусом во славе Царства Его. Этот мир преходящ, победа же Бога свершится. Господь разделит Свою славу с нами, и это будет - с Его милости - нашей величайшей наградой.

ДАЛЬШЕ: ОБЩИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ К НАСТАВНИКАМ

© 1999 Growth Ministries. Все права охраняются.