Влияние плывуна на инженерные сооружения
При расширении набережной Обводного канала, после того, как начали забивать в дно канала шпунт, произошло резкое погружение в грунт коммуникационных линий (высоковольтного кабеля метрополитена, телефонного кабеля и канализационного коллектора), находящихся от воды на расстоянии примерно 30 м. Примерно там, где затем были сделаны методом ССП профили 1 и 2.
Выявленное этими профилями тектоническое нарушение (показано эллипсами) оказалось в точности там, где имело место погружение коммуникаций. Для того, чтобы выяснить механизм влияния на состояние коммуникаций работ, отстоящих от них на 30 м, был сделан профиль 3 по самой кромке воды. Этот профиль также вскрыл тектоническое нарушение. Профили 4 и 5 также вскрыли то же самое тектоническое нарушение, линия которого показана штриховой линией.
Механизм влияния работ на линии профилей 1 и 2 удалось выяснить только после проведения профиля 5. Дело в том, что одновременно с тектоническим нарушением профилем 5 был обнаружен плывун. Тогда получается следующее. Как следствие забивки шпунта в дно канала вблизи тектонического нарушения (около профиля 3), оказалась нарушенной герметичность плывуна, и он через грунт, имеющий в зоне тектонического нарушения повышенную фильтрацию, ушел в канал. В результате ухода плывуна по всей линии тектонического нарушения нарушился гидрогеологический режим. Очевидно, и грунт должен потерять свою несущую способность не только в районе 1-го и 2-го профилей, но также и под домом N 48. Обследование дома полностью подтвердило эту логическую линию. Действительно, дом, отстоящий от канала более чем на 50 м, сразу после начала забивки шпунта в средней своей части начал резко погружаться в грунт, и сейчас находится в аварийном состоянии.
Аналогичным образом разрушились дома на Каширском шоссе (в Москве) после того как на некотором расстоянии от них стали делать котлован под подземный гараж. А также Перцевский дом в Петербурге и многие другие дома, которые стали разрушаться после ведения грунтовых работ на значительных, порой, от них расстояниях.
Таким образом, ведя строительные работы в городских условиях, необходимо иметь информацию о наличии зон тектонических нарушений.