Прогноз аварийных ситуаций и разрушений между станциями метро "Лесная" и "пл. Мужества"
В зонах тектонических нарушений особенно проявляется взаимное влияние между наземными и подземными объектами. Наиболее яркой иллюстрацией этого может послужить участок трассы петербургского метрополитена между станциями
"Лесная" и "пл. Мужества".
Трасса метрополитена на этом участке пересекла мощное тектоническое нарушение, и как только стал оттаивать породный массив, замороженный при проходке, под динамическим воздействием электропоездов оба тоннеля стали погружаться в грунт. При этом был потревожен весь породный столб до самой поверхности, резко уменьшилась несущая способность грунта, в результате чего внезапно разрушился один из корпусов завода
"Аврора". В 1996 году оба тоннеля метрополитена провисли настолько, что потерпели разрыв.
Описанный выше процесс развития аварии на метрополитене прояснился в результате выполненного в 1997 году профилирования методом ССП. Полученные при этом ССП
- разрезы содержали информацию о том, что зона разгерметизации тоннелей в точности соответствует зоне тектонического нарушения. Кроме того, в результате проведения этих исследований оказалось, что является недопустимой проходка новой трассы метрополитена под ул. Карбышева. Дело в том, что в этом случае новая трасса окажется под трассой городского канализационного коллектора в зоне пересечения им тектонического нарушения.
Полученная информация была изложена в отчете, переданном заказчику
- ГГП "Севзапгеология" и генеральному подрядчику
- АО "Ленметрогипротранс". Затем эта информация была доведена до сведения МЧС, городской администрации, а также опубликована в различных изданиях.
К сожалению, наши предупреждения были проигнорированы, и в настоящее время (октябрь 2001 г) должна начаться проходка тоннеля метрополитена именно в том месте, где коллектор пересекает тектоническое нарушение.
Повторно сделанный профиль методом ССП показал существенное снижение несущей способности грунта по сравнению с состоянием на 1997 год. Характер ССП
- разреза, полученного при обследовании в сентябре 2001 года, такой же, как и в
1-м примере, где рассматриваются причины провала асфальта на ул. Д. Бедного. Кстати, непосредственно над шахтой коллектора, оказавшейся в зоне тектонического нарушения, также наблюдается провал грунта. В результате всех этих исследований стало абсолютно ясно, что движение первых же подземных поездов приведет к аварии на коллекторе.